Пишите мне на WhatsApp
WhatsApp
Messenger
Mail
Phone

Шахтеры

Воспоминания о детстве часто становятся материалом для работ уже взрослого художника. В основе серии работ под общим названием «Шахтеры» студентки 4 курса Владиславы Збицкой лежат ее воспоминания о времени, проведенном с бабушкой и дедушкой-шахтером в небольшом промышленном городке на юге Украины.
Серия «Шахтеры» состоит из пяти картин написанных на холсте маслом.
Работа под названием «В ночную» является ядром серии. На картине размером 1.5х1.5 метра изображены черные практически силуэтные фигуры шахтеров, идущих на фоне заснеженного города погрузившегося в ночь. Время года и суток выбрано не случайно. Художница играет контрастностью. Первый наиболее очевидный контраст заключается в цветовой гамме. Черные шахтеры резко выделяются на фоне белоснежного города. Цветовой контраст усиливает противопоставление зимней ночи и идущих на смену шахтеров. Ночь придает заснеженному городу ощущение тишины, спокойствия и уюта, а цветовые рефлексы падающие на лица шахтеров, усиливают скрытую энергию рабочих.
Композиционное решение, лично мне, напомнило работу художника северного возрождения Питера Брейгеля, «Охотники на снегу». Второй план существенно ниже первого, а высокий горизонт позволил развернуть перед нами долину, завершающуюся в обоих случаях заснеженными возвышенностями. Сравнивая работу «В ночную» с работой великого мастера, мы, безусловно, видим некоторые недочеты. В глаза бросается странная форма гор, но не стоит забывать о тематике и месте. На заднем фоне мы видим не что иное, как искусственно созданные насыпи из шахт - терриконы.
4 другие работы, размером 80х80 см, представляют собирательные портреты «Первогодок», «Бригадир», «Снова в шахту» и «После смены».
Каждый из портретов имеет свой набор качеств, различный темперамент возраст и даже манеру письма.
Эти 4 портрета можно сравнить с 4 типами темперамента по классификации Гиппократа(Холерик, Флегматик, Меланхолик, Сангвиник)
Первогодок - самый молодой из представленных портретов. Светлые нежно голубые тона дают ощущение легкости персонажа, имея неопрятный вид, он похож на еще не полностью сформировавшуюся личность, полную исканий и сомнений.

Бригадир предстает перед нами в 3\4, за его спиной выситься глубоко вросшая в землю шахта. Это говорит нам об устойчивости персонажа. Не смотря на практически монохромный колорит, картина имеет яркий цветовой акцент. Огонек сигареты это еще живая душа и надежда светящаяся в серых буднях окружающего пространства. Между портретами несложно заметить разницу в технике письма, в этой картине она видна сильнее всех остальных.
Снова в шахту. Меланхолик. Портрет изображен на фоне гор, которые визуально ложатся на плечи героя и символизируют всю тяжесть его ноши. На лице персонажа черные пятна говорят о пережитом.

После смены. Этот герой отличается огромной внутренней энергией. Даже после трудного и изматывающего рабочего дня он все еще бодр и полон сил. Об этом говорят нам его сияющие глаза являющиеся цветовым акцентом на фоне общей серости пространства.

Выбранная тема казалось бы была исчерпана еще СССР. Но как мы можем сегодня убедиться она не теряет актуальности и сегодня.

Текст Марии Киреевой.